Кызылский педагогический колледж

Тувинского государственного университета

тел: +7(39422) 4-83-09

Эл. адрес: kpk_abiturient@mail.ru

На главную

Летняя школа для детей

Программа

подготовки детей к школе «Отдыхая, развивай-ка!»

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 7 -летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из детей дошкольного возраста;

  • продолжительность обучения составляет (две недели)
  • наполняемость групп до 20 человек;
  • режим занятий: 1 день  – 3 занятия по 30 минут и после обеда 2 занятия.

Содержание программы

предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

направление    «Раз - ступенька, два – ступенька»

призван:

  • дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
  • развивать мыслительные операции: умение решать задачи н поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
  • развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;    внимание, наблюдательность, логическое мышление;
  • развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные  представления;
  • изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
    использованием наглядности;
  • раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе  элементарных практических действий,
  • научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.

Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, что­бы подготовить детей к овладению простейшими умственными операци­ями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объек­тах.  Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладаю­щих или не обладающих заданным свойством.  Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).

Формирование математических представлений производится на основе широкого использования  дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, напри­мер, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.

Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дош­кольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике ве­личин - длина, масса, время.

Линия  логического развития детей начинается уже на самых первых заня­тиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации(например, разложить  предметы или фигуры по цвету, по размерам, по фор­ме).  На доступных примерах  разъясняется смысл таких  «логических» слов,  как  «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь» и т.д.

Большое значение для математического развития ребенка имеет линия гео­метрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми гео­метрическими фигурами, их названиями и изображениями.

Цели: развитие мотивации учения дошкольников, ориентированный на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества; формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения ,творческих способностей

Задачи:

  • подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;
  • устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;
  • выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
  • давать точный ответ на поставленный вопрос;
  • подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий ( число, отношение, величина и др.).

Планируемые результаты

Предметные:

  • выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
  • показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными пред­метами;
  • сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;
  • определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или в множествах элементов поровну;
  • называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;
  • сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
  • пересчитывать элементы данного конечного множества;
  • читать любое число от 1 до 10;
  • называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треу­гольник.

Метапредметными результатами изучения курса логического мышления с использованием математического материала «Раз - ступенька, два – ступенька»являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • Учиться планировать учебную деятельность;
  • Высказывать свою версию;
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний;
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы;

Средством  формирования этих достижений  служит учебный материал и задания в тетрадях, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • Слушать и понимать речь других;
  • Вступать в беседу на занятии и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.

 

Содержание программы

Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение

предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком.

Составление совокупности по заданному признаку.

Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно -не равно, больше на ... ,меньше на ...).

Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах:

длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Числа и операции над ними

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от

1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10  (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления. Примеры отношений: на -над -под, слева -справа -посередине, спереди -сзади, сверху -снизу, выше -ниже, шире -уже, длиннее -короче, толще -тоньше, раньше -позже, позавчера -вчера -сегодня -завтра -послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,

четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии,

многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

 

К концу обучения по программе основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, продвижение в развитии познавательных процессов и формирование умений:

   планируемый минимум:

- умение находить в обстановке  один и много предметов;

- сравнивать группы предметов на основе составления пар;

- считать в пределах 5 в прямом порядке;

- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать по 5 предметов в порядке возрастания;

- узнавать и называть основные геометрические фигуры;

- определять направления от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

     желаемый уровень:

- выделять и называть признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру;

- продолжить ряд из предметов с одним изменяющимся признаком;

- находить общий признак группы из 4 -5 предметов, находить лишний;

- считать в пределах 10 в прямом порядке;

- соотносить запись чисел 1 10 с количеством и порядком предметов;

- изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе (до 5 предметов);

- сравнивать с опорой на наглядность рядом стоящие числа в пределах 10;

- правильно устанавливать пространствнно – временные отношения, находить последовательность событий и их нарушение;

- узнавать и называть основные геометрические фигуры;

- измерять длину с помощью условных мер.

 

Тематическое планирование практического курса математики «Раз - ступенька, два – ступенька» 

№ п/п

 тема

Кол

час

Содержание

1

Свойства предметов. Цвет.

Форма, размер

1 ч.

  Научить детей определять сходство и различие предметов цвету, форме, размеру и значению. Учить видеть клетку в тетради.

2

Сравнение предметов и совокупностей. Знаки «=» и «≠»

1 ч.

Научить детей выяснять, каких предметов больше (меньше).

Познакомить со знаками «=»(равенство) и «≠»(неравенство) на примере совокупностей предметов. Учимся писать знак «=».

3

Сложение совокупностей. Знак «+».

1 ч

Познакомить детей со сложением совокупностей. Учить писать знак «+».

4

Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже.

Пространственные отношения:  слева, справа.

1 ч

Научить детей определять местоположение предметов в пространстве. Уточнение и формирование представлений «слева», «справа».  Работа с математическим раздаточным материалом.

5

Вычитание совокупностей. Знак «-»

1 ч

Познакомить детей с вычитанием совокупностей. Учить писать знак «-».

6.

Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи.

1 ч

Уточнение и формирование представлений «между», «посередине», «внутри», «снаружи». Работа с раздаточным математическим материалом.

7.

Число 1. Цифра 1.

1 ч

Познакомить с понятиями «много», «один». Научить правильно соотносить цифру с числом предметов. Научить писать цифру 1.

8.

Число 2. Цифра 2.

1 ч

Познакомить детей с образованием числа 2. Научить писать цифру 2.

9.

Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч.

1 ч

Сформировать представление о понятиях «точка», «линия», «прямая и кривая линии», «отрезок», «луч». Закрепить навык написания цифр1,2.

10

Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.Счет до трех. треугольник

1 ч

Познакомить детей с образованием числа 3. Научить правильно, соотносить цифры с числом предметов. Научить писать цифру 3.

11

Число 4. Цифра 4. Состав числа 4.Счет до четырех. Квадрат.

1 ч

Познакомить с образованием числа 4 и соответствующей цифрой. Учить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов, называть их место при счете.

12

Число 5. Цифра 5. Состав числа 5.

1 ч

Познакомить детей с образованием числа 5. Научить сравнивать число 5 с предыдущим. Научить писать цифру 5.

13

Сравнение чисел. Знаки «>» «<». Порядковый счет

1 ч

Познакомить со знаками «>» «<» и записями вида 2<3,4>1.

14

Число 6. Цифра 6. Состав числа 6.

1 ч

Познакомить детей с получением числа 6. Научить писать цифру 6.

15

Число 7. Цифра 7. Состав числа 7.

1 ч

Познакомить детей с получением числа 7. Научить писать цифру 7. Упражнять в сравнении чисел.

16

Число 8. Цифра 8. Состав числа 8.

1 ч

Познакомить детей с получением числа 8. Научить писать цифру 8. Учить сравнивать число8 с предыдущими числами.

17

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.

1 ч

Познакомить детей с получением числа 9. Научить писать цифру 9.

18

Числа от 1 – 9.

Прямоугольник

1 ч

Закрепить знания по нумерации. Знакомство с фигурами.

19

Число 0. Цифра 0. Закрепление

1 ч

Познакомить детей с числом и цифрой 0. Научить писать цифру 0. Закрепить навык счета.

20

Число 10. Состав числа 10.

1 ч

Познакомить детей с образованием числа 10, его образованием и записью.

21

Состав чисел 2-10

1 ч

Закрепление знаний состава чисел до 10

 

ИТОГО

20ч

 

 

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.

 

Направление   «АБВГДЕЙКа»

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка и занятия с прописью.

Пояснительная записка

 Рабочая программа курса «АБВГДЕЙКа» разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) (М.: Просвещение, 2012), программы «От слова к букве» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Место в учебном плане рассчитан на 10 часов обучения детей 6 – 7 лет с разным уровнем речевой готовности к школе. Занятия проводятся 5 раз в неделю в форме групповых занятий, продолжительностью 30 минут.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

 · Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России · Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

· Формирование уважительного отношения к иному мнению.

· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 · Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 · Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты

· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

· Использование знаково-символических средств представления информации.

· Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. · Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

· Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять 3 взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

· ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

· знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

· знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

· осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко- тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;

· артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

· оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

· обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

· использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

· следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: o смотреть на собеседника, o не перебивать говорящего, o использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику o понять сказанное и т. д.;

· сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

· соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

· правильно произносить все звуки;

· отчетливо и ясно произносить слова;

· выделять из слов звуки;

· находить слова с определенным звуком;

· определять место звука в слове;

· соблюдать орфоэпические нормы произношения;

· составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

· составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

· пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

· соблюдать элементарные гигиенические правила;

· ориентироваться на странице тетради.

 Планируемые результаты: Обучающийся научится:

· первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на занятии, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

· слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

· пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку

· различать звуки речи;

· понимать различие между звуками и буквами;

· устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

· различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

 · определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

· различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

· различать слово и предложение, слово и слог

· определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

· классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

· определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, словаизвинения, слова-благодарения);

· соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

Обучающийся получит возможность научиться:

· различать устную и письменную речь;

· отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

· составлять текст по рисунку (после анализа содержания рисунка);

 · составлять текст по его началу и по его концу;

· наблюдать над образованием звуков речи;

· осознавать слово как единство звучания и значения;

· на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

· на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

 · определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения.

Содержание учебного курса

Развитие и совершенствование устной речи.

Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи. Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. 5 Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки. Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы. Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи, с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение

Речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука. Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.

Подготовка к обучению чтению Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Подготовка к обучению письму

Готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Развитие связной речи. Рассказ по картинке.

5

1.Развитие связной речи. Составление рассказа на тему «Осень», «Осенний урожай», «Овощи, фрукты»,«Осенний наряд деревьев».

1

2. Развитие связной речи. Составление словаря на тему «Игры и игрушки».

1

Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Зимние забавы», «Животные зимой», «Птицы зимой». Работа над текстом стихотворением А.С.Пушкина «Зима».

1

Развитие связной речи. Составление рассказа по картине «Признаки весны», «Весенние заботы».

1

Развитие связной речи. Составление рассказа по картине «Наступило лето», загадки, пословицы, поговорки на тему «Лето». Развитие связной речи. Составление рассказа по картинке на тему «Семья».

1

Буквенный период

5

Буква О, о, звук о. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по сюжетной картинке.  Буква А, а, звук а. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление предложений о себе.

1

Буква У, у, звук у. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по сюжетной картинке.  Буква Ы, звук ы. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Рассказ К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», работа над содержанием рассказа.

1

Буква И, и, звук и. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Профессии». Буква Э, э, звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказов на тему «Школа». Деление слов на слоги.

1

Гласная буква Я, я. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку по теме «Класс» . Деление слов на слоги. Гласная буква Ю, ю. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку.

1

Гласная буква Е, е. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа на тему «Школьные принадлежности». Гласная буква Ё, ё. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «На занятиях». Деление слов на слоги. Игра «Путешествие в стране букв».

1

 

 

 

 

 

 

Направление «Умелые ручки»

Пояснительная записка

 

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса школьного и дошкольного образовательного учреждения.

Основой эстетического воспитания является искусство. Рабочая программа «Умелые ручки» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования и имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.

Программа рассчитана на учащихся дошкольного возраста.

Цель программы:

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

7. Познакомить с технологией использования бумаги, при изготовлении поделок .

8. Изучить технику конструирования поделок из бросового материала и пластилина.

Развивающие

1.Расширять художественный кругозор.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать внимание, память

Воспитательные

1.Воспитывать усидчивость, аккуратность.

2. Адаптировать детей к школе.

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обучения дошкольники должны

знать:

- названия и назначение инструментов;

- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Достижения ребенка:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- осуществляет творческий подход к каждой работе;

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

 

Приёмы,  методы и формы организации занятий

 

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются

правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов.
  • деятельность должна соответствовать возможностям учащихся

 

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, групповая, выставка, творческий конкурс.

Основной вид  занятий - практический.

Используются следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый исследовательский.

 

Планируемые результаты освоения учащимися программы

«Умелые ручки»

 

Прогнозируемый результат:

Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

                 

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

 

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

 

Направление   «Страна Зарядкино»

Основной целью данного направления является:

- формирование интереса к физической культуре, здоровому образу жизни и умению выполнять различные упражнения;

- повысить и удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т.д.);

-обеспечить кратковременный отдых детей.

 Задачи направления: развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом.

Направление   «Юный исследователь»

Основные направления в работе с дошкольниками базируются на принципах развивающего обучения, а также на принципах деятельностного подхода к воспитанию и обучению. Воспитание и обучение детей в дошкольных группах, организованных на базе школы призвано обеспечить плавную адаптацию ребенка к обучению в школе, повысить уровень его общего развития, необходимого для полноценной учебной  деятельности в начальной школе.

В работе с детьми предусмотрено постепенное усложнение их деятельности от развернутости практических действий, опоры на образцы, демонстраций и конкретных указаний учителя – к формированию умения опираться на наглядную модель и словесные указания.

В основу содержания курса «Юный исследователь» положено последовательное и систематическое ознакомление учащихся с непосредственно наблюдаемыми предметами и явлениями природы и общества. В процессе этой работы создаются благоприятные условия для умственного и речевого развития ребенка.

Построение учебного процесса осуществляется на основе максимальной зоны ближайшего развития ребенка. По концепции Л.С. Выготского, в зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые еще только формируются и которые могут быть реализованы ребенком под руководством учителя.

Формирование у детей необходимых умений и навыков возможно , благодаря показу образцов действий учителя. Ребенок обучается таким же действиям в сотрудничестве с учителем и при его помощи.  

«То, что ребенок умеет делать  сегодня в сотрудничестве, - подчеркивал Л.С. Выготский, - он сумеет сделать завтра самостоятельно»

Система обучения на уроках ознакомления с окружающим миром и развития речи в подготовительный период включает формирование у детей обобщенных представлений об основных свойствах предметов, о расположении предметов в пространстве. В словарь детей вводится прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину предметов, свойства материалов, а также предлоги и наречия как словесные обозначения пространственных отношений. Обогащение словаря детей, увеличение его объема создают основу для обучения ребенка построению высказываний.

Формирование обобщенных представлений о предметных и пространственных свойствах, явлениях окружающей действительности происходит в процессе специально организованных наблюдений, на предметных уроках с использованием ТСО. Дети усваивают единый обобщенный способ анализа предметов, который сохраняется при всех формах работы: наблюдение, составление рассказов.

Особое внимание уделяется формированию умений целенаправленно рассматривать объекты, выделять их общие и отличительные признаки, находить признаки, по которым данные предметы можно отнести к определенным группам. Дети учатся выделять существенные признаки, которые служат основанием для объединения изображений предметов в группы по общему принципу. Затем дети усваивают способы практического распределения предметов на группы, с использованием точных обобщающих наименований групп; только после этого осваиваются навыки словесной классификации изучаемого материала, т.е. ребенок приобретает умение распределять материал на соответствующие категории в уме. Важнейшая задача этих занятий – развитие речи детей в теснейшей связи с формированием отчетливых конкретных представлений об окружающей действительности. Дети должны научиться рассказывать о наблюдаемых явлениях и событиях, о собственной практической деятельности: вести беседу, доказывая и обосновывая свои суждения и выводы.

Активизация словаря может осуществляться посредством таких упражнений: составление словосочетаний с нужным словом, построение предложения с заданными словами. Составление связанного высказывания с использованием опорных слов, картинок. Большое место в работе по формированию умения строить высказывания занимает рассказывание по картинкам. Используются виды работы: составление рассказов по сюжетной картине, составление коллективных сказок по опорным предметам.

Важное значение имеет и выразительность устной речи учащихся, заучивание маленьких ритмичных стихотворений  хоровое их проговаривание во время физкультурных пауз.

Система работы на подготовительных занятиях связывает воедино образовательные, воспитательные, развивающие и здоровьесберегающие задачи. Учитель должен опираться не только на знание общих возрастных и психологических особенностей развития, но и на понимание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Пояснительная записка.

Программа «Юный исследователь» нацелена на развитие детей и формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению.

Данный курс рассчитан на детей дошкольного возраста 7 лет, состоит из 6 учебных занятий продолжительностью по 30 минут каждое и рассчитан на две недели. Включает в себя семь тематических разделов, представляет собой первый для детей опыт систематизации разнообразных природоведческих представлений, накопленных ими ранее, опыт последовательного приобщения ребенка к естествознанию методом познания. Содержание программы – это элементарные сведения из области биологии, экологии, зоологии, безопасности жизнедеятельности. При этом создается достаточно целостная картина мира, которая становится фундаментальной для дальнейшего изучения учебного курса ознакомления с окружающим миром в начальной школе.

 Задачи курса:

- Научить детей воспринимать мир вокруг себя, обогащать знания и представления детей об обществе людей, о предметах и явлениях, о растениях и животных в доступной и наглядной форме;

- Развить кругозор и словарный запас малышей;

- Обучить детей классифицировать предметы, анализировать, сравнивать, обобщать, называя группы предметов обобщающими словами;

- Сформировать представление о времени;

- Ознакомить с различными явлениями природы, соотнести их с реальной жизнью методом наблюдения;

 - Узнать названия, описание внешнего вида растений внешнего окружения, а также различать диких и домашних животных, уметь объяснять, какими признаками они различаются;

- Развить мышление, память, внимание, воображение детей;

- Подготовить руку к письму для дальнейшего обучения в школе;

- Помочь адаптироваться детям к новым условиям на базе школы.

В основу подготовки положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, выделение свойств предметов (цвет, форма, размеры), нахождение их общих и отличительных признаков.

Очень важно вызвать интерес к обучению детей, поэтому занятия должны проводиться в игровой форме, представлены в виде сюрпризных моментов с использованием знакомых героев из сказок, красочного наглядного материала, ТСО (аудио, видео, компьютерные презентации).

Тематическое планирование.

Человек и общество.

Давайте познакомимся. Расскажи о себе. Правила поведения в школе, дома, в общественных местах.

Земля – планета. Россия – государство. Моя Родина. Где я живу. Семья – близкие люди, которые живут вместе со мной. Профессии людей.

Твоя личная безопасность.

Как мы познаем мир.

Органы чувств. Орган зрения. Орган слуха. Орган вкуса. Орган осязания. Орган обоняния.

Моя личная гигиена.

Предметы, которые нас окружают.

Предметы, которые меня окружают. Мои игрушки. Самая любимая игрушка.

Одежда зимняя, летняя, межсезонная. Специальная одежда. Обувь, головные уборы.

Посуда. Мебель. Бытовые приборы. Инструменты. Электрические приборы.

Моя безопасность при контакте с предметами.

Транспорт:

Наземный, воздушный, водный.

Правила поведения в транспорте.

Наш друг – светофор.

Правила поведения на дорогах.

Явления природы.

Дождь, ливень, гроза, молния. Снег, вьюга, метель, иней. Радуга. Роса. Туман. Ураган.

Моя безопасность.

Время.

Круглый год. Наблюдения сезонных изменений в природе. Времена года, выявление связей между различными сезонными изменениями.

Части суток. Рассказ о своих занятиях в разное время суток. Часы. Знакомство с часами.

Неделя. Дни недели, их последовательность.

Месяц. Год. Сколько месяцев в году. Названия месяцев, их последовательность.

Профилактика простудных заболеваний.

Растения.

Растения нашей местности, распознавание их в природе. Деревья: лиственные, хвойные. Кустарники. Изготовление аппликаций.

Цветочная поляна. Садовые цветы. Полевые цветы. Комнатные растения.

Учусь ухаживать за растениями.

Овощная фантазия. Овощи и фрукты – полезные продукты.

Хлеб – всему голова. Злаки.

Тайны грибного царства. Съедобные и несъедобные грибы.

Братья наши меньшие.

Дикие и домашние животные. Обитатели живого уголка. Лес и его обитатели.

Животные Севера и животные жарких стран.

В семье друзей пернатых. Зимующие перелетные птицы. Наблюдение за поведение воробьев, голубей, галок и других птиц ближайшего природного окружения. Сравнение птиц по их размерам и окраске.

Маленькие непоседы – насекомые.

Жители водоемов. Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Сравнение рыб по размеру, форме тела, окраске.

Моя безопасность при общении с живой природой.

 

Направление   «Волшебная музыка»

направление   «Инфознайки»

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. Когда годовалый ребенок берет телефон, и выполняет такие манёвры, которые взрослым отнюдь даже трудно. Приходиться усваивать информационную технику в дошкольном возрасте. В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта информатизации образования было признано нецелесообразным приобщение дошкольников к «мини - информатике». На ступени дошкольного образования необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике.

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Настоящая программа краткий  описывающий курс подготовки по информатике для детей

дошкольного возраста (5—7 лет). Программа разработана на основе источников, приведенных в списке литературы.

Цель курса — пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.

Задачи

  1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.

2. Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

  1. Расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек — компьютер».
  2. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Важно отметить, что занятия проводится дистанционно. Это являться очень интересным опытом для детей нашего контингента. Для  формирование новых  понятий, осознания детей в понятии информатики и информационной грамотности .

Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • описывать свои действия.

 

СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1 занятие:

  1. Знакомство.
  2. Правила  безопасности.  Соблюдения  дистанций и ограничение по времени.

2 занятие: Компьютер и его части".

  1. Компьютер и его части. -
  2. Средства управления. Клавиатура, Мышь, Монитор, Блок питание , доп  аксессуары.

3 занятие: В просторах Интернета.

Основные понятия Интернета. Социальные сети. Также правила для детей.

4 занятие: В гостях у сказки. Игра с сюжетом. Заключительная  игра с мини тестами, изученного материала.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА, « ИНФОЗНАЙКИ»

Занятия с детьми старшей группы проводятся: 2 раза в неделю

Итого : 4 занятий 

Продолжительностью: 30минут.

 

Направление   «Веселые краски»

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий:

  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
  • Развитие слуховой и зрительной памяти.
  • Развитие мышления и речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Совершенствование навыков монологической речи.
  • Совершенствование навыков диалогической речи.
  • Развитие мимики и пантомимики.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
  • Развитие творческих способностей.
  • Повышение уверенности в себе.
  • Научить принимать решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план курса «Отдыхая, развивай-ка!»

Направление

Количество занятий в неделю

Всего занятий

11

«Раз - ступенька, два – ступенька»

5

10

22

«АБВГДЕЙКа»

5

10

33

«Юный исследователь»

3

6

44

«Волшебная музыка»

2

4

55

«Страна Зарядкино»

5

10

66

«Умелые ручки»

3

 

77

«Инфознайки»

2

4

88

«Веселые краски»

3

6

 

Всего:

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Календарно – тематическое планирование занятий «Раз – ступенька, два - ступенька»

Тема занятий

Планируемая дата проведения

11

Свойства предметов. Цвет. Форма, размер. Сравнение предметов и совокупностей. Знаки «=» и «≠».Сравнение чисел. Знаки «>» «<». Порядковый счет

08.06.2020

22

Сложение совокупностей. Знак «+».Вычитание совокупностей. Знак «-»

09.06.2020

33

Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже.

Пространственные отношения:  слева, справа.

Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи.

10.06.2020

44

Число 1. Цифра 1. Число 2. Цифра 2.

11.06.2020

55

Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч.

12.06.2020

66

Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.Счет до трех. Треугольник. Число 4. Цифра 4. Состав числа 4.Счет до четырех. Квадрат.

15.06.2020

77

Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. Число 6. Цифра 6. Состав числа 6.

16.06.2020

88

Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. Число 8. Цифра 8. Состав числа 8.

17.06.2020

99

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Числа от 1 – 9.

Прямоугольник

18.06.2020

110

Число 0. Цифра 0. Закрепление. Число 10. Состав числа 10. Состав чисел 2-10

19.06.2020

 

 

Календарно – тематическое планирование занятий «Умелые ручки»

№№

Тема занятий

Планируемая дата проведения

11

Собака в технике оригами (цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры)

08.06.2020

22

Рыбки из ватных дисков (белый картон, или голубой, клей ПВА, цветная бумага, белый пластилин)

09.06.2020

33

Чебурашка из пластилина (доска для лепки, пластилин)

10.06.2020

44

Ромашка из ватных палочек (желтый пластилин, цветная бумага, картон и клей)

11.06.2020

Календарно – тематическое планирование занятий «АБВГДЕЙКа»

№№

Тема занятий

Планируемая дата проведения

11

1.Развитие связной речи. Составление рассказа на тему «Осень», «Осенний урожай», «Овощи, фрукты»,«Осенний наряд деревьев».

08.06.2020

22

2. Развитие связной речи. Составление словаря на тему «Игры и игрушки».

09.06.2020

33

Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Зимние забавы», «Животные зимой», «Птицы зимой». Работа над текстом стихотворением А.С.Пушкина «Зима».

10.06.2020

44

Развитие связной речи. Составление рассказа по картине «Признаки весны», «Весенние заботы».

11.06.2020

55

Развитие связной речи. Составление рассказа по картине «Наступило лето», загадки, пословицы, поговорки на тему «Лето». Развитие связной речи. Составление рассказа по картинке на тему «Семья».

12.06.2020

66

Буква О, о, звук о. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по сюжетной картинке.  Буква А, а, звук а. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление предложений о себе.

15.06.2020

77

Буква У, у, звук у. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по сюжетной картинке.  Буква Ы, звук ы. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Рассказ К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», работа над содержанием рассказа.

16.06.2020

88

Буква И, и, звук и. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Профессии». Буква Э, э, звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказов на тему «Школа». Деление слов на слоги.

17.06.2020

99

Гласная буква Я, я. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку по теме «Класс» . Деление слов на слоги. Гласная буква Ю, ю. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку.

18.06.2020

1010

Гласная буква Е, е. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа на тему «Школьные принадлежности». Гласная буква Ё, ё. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «На занятиях». Деление слов на слоги. Игра «Путешествие в стране букв».

19.06.2020

 

Календарно – тематическое планирование занятий «Веселые краски»

Тема занятий

Планируемая дата проведения

1

Рисование на тему «Дерево»

08.06.2020

2

Рисование на тему «Витаминные овощи»

10.06.2020

3

Рисование на тему «Времена года»

12.06.2020

4

Использование нетрадиционной техники рисования (техника рисования ладошками)

15.06.2020

5

Использование нетрадиционной техники рисования (техника рисования пятнами) 

17.06.2020

6

Использование нетрадиционных техники рисования (техника рисования штамповка) 

19.06.2020

 

Календарно – тематическое планирование занятий «Страна Зарядкино»

№№

Тема занятий

Планируемая дата проведения

11

Транспорт (самолеты, автобусы, теплоход и т.д.)

08.06.2020

22

Времена года (зима, осень, весна, лето)

09.06.2020

33

Животные (медведь, зайчик, птицы)

10.06.2020

44

Домашние животные  (уточки, петух и т.д.)

11.06.2020

55

Игрушки (кукла, матрешка, ванька-встанька и т.д.)

12.06.2020

66

Семья (папа, мама, брат, сестра) Кто  живет у нас дома?

15.06.2020

77

Насекомые (кузнечик, бабочка)

16.06.2020

88

Явления природы (дождь, гром, ветер, снег)

17.06.2020

99

Зима. Новый год (наша елка)

18.06.2020

110

Профессии (шофер, учитель, поварь и т.д)

19.06.2020

 

Календарно – тематическое планирование занятий «Юный исследователь»

№№

Тема занятий

Планируемая дата проведения

11

Человек и общество.

Давайте познакомимся. Расскажи о себе. Правила поведения в школе, дома, в общественных местах.

Земля – планета. Россия – государство. Моя Родина. Где я живу. Семья – близкие люди, которые живут вместе со мной. Профессии людей.

Твоя личная безопасность.

09.06.2020

12

Как мы познаем мир.

Органы чувств. Орган зрения. Орган слуха. Орган вкуса. Орган осязания. Орган обоняния.

Моя личная гигиена.

10.06.2020

13

Предметы, которые нас окружают.

Предметы, которые меня окружают. Мои игрушки. Самая любимая игрушка.

Одежда зимняя, летняя, межсезонная. Специальная одежда. Обувь, головные уборы.

Посуда. Мебель. Бытовые приборы. Инструменты. Электрические приборы.

Моя безопасность при контакте с предметами.

Транспорт:

Наземный, воздушный, водный.

Правила поведения в транспорте.

Наш друг – светофор.

Правила поведения на дорогах.

12.06.2020

14

Явления природы.

Дождь, ливень, гроза, молния. Снег, вьюга, метель, иней. Радуга. Роса. Туман. Ураган.

Моя безопасность.

16.06.2020

15

Время.

Круглый год. Наблюдения сезонных изменений в природе. Времена года, выявление связей между различными сезонными изменениями.

Части суток. Рассказ о своих занятиях в разное время суток. Часы. Знакомство с часами.

Неделя. Дни недели, их последовательность.

Месяц. Год. Сколько месяцев в году. Названия месяцев, их последовательность.

Профилактика простудных заболеваний.

17.06.2020

16

Растения.

Растения нашей местности, распознавание их в природе. Деревья: лиственные, хвойные. Кустарники. Изготовление аппликаций.

Цветочная поляна. Садовые цветы. Полевые цветы. Комнатные растения.

Учусь ухаживать за растениями.

Овощная фантазия. Овощи и фрукты – полезные продукты.

Хлеб – всему голова. Злаки.

Тайны грибного царства. Съедобные и несъедобные грибы.

19.06.2020

77

Братья наши меньшие.

Дикие и домашние животные. Обитатели живого уголка. Лес и его обитатели.

Животные Севера и животные жарких стран.

В семье друзей пернатых. Зимующие перелетные птицы. Наблюдение за поведение воробьев, голубей, галок и других птиц ближайшего природного окружения. Сравнение птиц по их размерам и окраске.

Маленькие непоседы – насекомые.

Жители водоемов. Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Сравнение рыб по размеру, форме тела, окраске.

Моя безопасность при общении с живой природой.

Запасная тема

 

Календарно – тематическое планирование занятий «Инфознайки»

№№

Тема занятий

Планируемая дата проведения

11

Знакомство.

Правила  безопасности.  Соблюдения  дистанций и ограничение по времени.

09.06.2020

22

Компьютер и его части.

Компьютер и его части.

Средства управления. Клавиатура, Мышь, Монитор, Блок питание , дополнительные  аксессуары.

11.06.2020

33

В просторах Интернета.

Основные понятия Интернета. Социальные сети. Также правила для детей.

16.06.2020

44

В гостях у сказки.

Игра с сюжетом. Заключительная  игра с мини тестами, изученного материала.

18.06.2020

 

                     

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волина В.В. Праздник букваря. – М., 1999.
  2. Волина В. В. Учимся играя. – М., 1994.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение – М., 1998.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1983 –  252с.
  5. Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007.
  6. Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. – Издательский дом «Литера», 2004.
  7. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: 1985.
  8. Беженова М. А. Весёлая математика.
  9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород, 1995.
  10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: 2001.
  11. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. –В.: Учитель, 2009
  12. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. – М.: Просвещение, 2013.
  13. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.
  14. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Развитие речи в картинках. М.: Астрель АСТ, 2002.
  15. Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». – Издательство «Росмэн-Пресс», 2002.
  16. Ю. А. Соколова. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка. Серия «Академия дошкольного развития, – М.: Эксмо, 2010.
  17. Ю. А. Соколова. Игры и задания на готовность к школе. – М.: Эксмо, 2010.
  18. Р. Орен. Секреты пластилина. Серия «Академия дошколят» - Издательство «Махаон», 2015.
  19.  Афонькина, Е. Ю., Афонькин, С. Ю.  Уроки оригами в школе и дома. М., 2015. -207 с.
  20. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги. -Ташкент 2015.
  21. Джун Джексон. Поделки из бумаги. – «Росмэн», Москва 2015.
  22. Авторская учебная программа Е. И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» для учащихся 1 классов общеобразовательных учреждений (Программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.-Изд. 2-е, -М.:Просвещение)

IY семестр – УП 2.01. Подготовка к летней практике, 1 неделя с 08 июня по 14 июня 2020 года.